Подготовка к ОГЭ по обществознанию. Работа с текстом «Народ
Прочитайте текст и выполните задания 1-4
Народ – источник власти.
Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих – «народ» и «власть» – представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть – явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая принуждение.
…Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 года, закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством…
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует её исключительно в своих собственных интересах.
Горбунов В.П. Конституционные основы активного избирательного права в
России: генезис, тенденции // социально-гуманитарные знания. М.,1999.№2. с.249-250
Составьте план текста, для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Автор указывает, что власть существует в любом социуме. Опираясь на текст и знания из курсов истории и обществознания, приведите два аргумента в поддержку этого вывода.
Что автор называет «народным суверенитетом»? Назовите три признака народного суверенитета, которые перечисленные в тексте.
В каком юридическом документе отражено наличие в РФ народного суверенитета?
ОТВЕТЫ:
Могут быть выделены следующие смысловые части:
Составляющие понятия «народовластие».
Народный суверенитет.
В правильном ответе должно быть указано, что «власть – явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая принуждение».
Приведены аргументы:
Каждый человек имеет свои интересы и стремиться их реализовать, сталкиваясь при этом с интересами другого человека.
В правильном ответе должно быть отмечено, что народный суверенитет – это … признание народа в качестве верховного носителя всей власти.
Перечислены три признака суверенитета:
Народ осуществляет власть самостоятельно
Независимость от социальных сил и корпораций
Использует власть в своих интересах
В ответе должна быть названа Конституция РФ.
infourok.ru
Текст по обществознанию 9 класс на тему «Народ
Текст Народ — источник власти
Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих — «народ» и «власть» — представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть — явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.
…Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством…
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Автор указывает, что власть существует в любом социуме. Опираясь на текст и знания из курсов истории и обществоведения, приведите два аргумента в поддержку этого вывода.
Что автор называет «народным суверенитетом»? Назовите три признака народного суверенитета, которые перечислены в тексте.
А. Н. Радищев в работе «Опыт о законодательстве» пишет, что соборная народная власть есть власть первоначальная, а потому высшая, единая, что употребитель народной власти издает законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному деянию народа. Можно ли сказать, что в подобном государстве существует народовластие? Приведите положения источника, которые помогают ответить на этот вопрос.
В каком юридическом документе отражено наличие в РФ народного суверенитета? Покажите на конкретных примерах проявления народовластия в исторической и современной жизни России. Приведите не менее двух примеров.
Возможна ли власть без принуждения? Обоснуйте свое мнение, опираясь на документ и историко-обществоведческие знания.
infourok.ru
Подготовка к ОГЭ по обществознанию. Работа с текстом Народ — источник власти
Прочитайте текст и выполните задания 1-4
Народ – источник власти.
Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих – «народ» и «власть» – представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть – явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая принуждение.
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует её исключительно в своих собственных интересах.
Горбунов В.П. Конституционные основы активного избирательного права в
России: генезис, тенденции // социально-гуманитарные знания. М.,1999.№2. с.249-250
Составьте план текста, для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Автор указывает, что власть существует в любом социуме. Опираясь на текст и знания из курсов истории и обществознания, приведите два аргумента в поддержку этого вывода.
Что автор называет «народным суверенитетом»? Назовите три признака народного суверенитета, которые перечисленные в тексте.
В каком юридическом документе отражено наличие в РФ народного суверенитета?
ОТВЕТЫ:
Могут быть выделены следующие смысловые части:
Составляющие понятия «народовластие».
В правильном ответе должно быть указано, что «власть – явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая принуждение».
Приведены аргументы:
Каждый человек имеет свои интересы и стремиться их реализовать, сталкиваясь при этом с интересами другого человека.
Власть возникает тогда, когда необходимо регулировать возникающие конфликты, т.е. она существует с момента возникновения и до момента исчезновения любого социума.
В правильном ответе должно быть отмечено, что народный суверенитет – это … признание народа в качестве верховного носителя всей власти.
Перечислены три признака суверенитета:
Народ осуществляет власть самостоятельно
Независимость от социальных сил и корпораций
Использует власть в своих интересах
В ответе должна быть названа Конституция РФ.
Приложенные файлы
weburok.com
надо Народ — 📝 источник власти. Если обратиться к понятию
Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г. , закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т. е. демократическим государством. . .
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил и корпораций, использует её исключительно в своих собственных интересах.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Автор указывает, что власть существует в любом социуме. Опираясь на текст и знания из курсов истории и обществоведения, приведите два аргумента в поддержку этого вывода.
С3. Что автор называет «народным суверенитетом»? Назовите три признака народного суверенитета, которые перечислены в тексте
С4. В каком юридическом документе отражено наличие в РФ народного суверенитета? Покажите на конкретных примерах проявления народовластия в исторической и современной жизни России. Привидите не менее джвух примеров
С5. А. Н. Радищев в работе «Опыт о законодательстве» пишет, что соборная власть народа есть власть первоначальная, а потому высшая, единая, что употребитель народной власти издаёт законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному деянию народа. Можно ли сказать, что в подобном государстве существует народовластие? Приведите положения источника, которые помогают ответить на этот вопрос.
С6. Возможна ли власть без принуждения? Обоснуйте своё мнение, опираясь на документ и историко-общество-ведческие знания.
yznay.com
Вариант 4. Часть 2.Задание 26. ОГЭ 10 вариантов ответов по Обществознанию 9 класс Лазебникова. Поможете составить план?
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов. Она вносит поправки в конституцию, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные и другие органы власти подконтрольны избирателям посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов.
В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент, который бывает двухпалатным и однопалатным. В ряде стран существует так называемая двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая — на основе территориальной пропорциональности.
Исполнительно-распорядительная власть отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни, осуществляется правительством. Исполнительно-распорядительная деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом.
Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления ее развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни обществ. Суд призван быть защитником права, пресекая его нарушения.
Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь не идет об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременно тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.
В нашей стране высшим законодательным и представительным органом власти является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Конституционный статус Президента четко очерчен: он не только выводится за рамки трех властей, но и становится над ними. Он не назван главой исполнительной власти, но объем полномочий свидетельствует о его фактическом верховенстве в этой сфере. Закреплены его чрезвычайные единоличные полномочия в таких, в частности, вопросах, как отставка Правительства, регулирование внешней политики и др.
(Г. Н. Смирнов )
class.rambler.ru
Текст Государство достояние народа ГИА по обществознанию
Текст «Государство – достояние народа» ГИА по обществознанию Часть С.
«Государство — достояние народа» Само слово «демократия» буквально переводится с древнегреческого как «народовластие» . Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право народа на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла. Вспомним в связи с этим латинские пословицы: «Государство — достояние народа» , «Глас народа — глас божий» . Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и плюрализма в политике (наличия различных движений, партий, идеологий) и заканчивая множественностью художественных форм в театральном искусстве, литературе, живописи и т. д. Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры. Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счете, принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции. Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также осуществление принципов разделения властей и независимости каждой из ветвей власти. Ни одна из ветвей власти — ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная — не может обеспечить себе абсолютного доминирования в политической жизни. Чиновничество, бюрократия поставлены под контроль со стороны общества. (По материалам «Энциклопедии для школьников» )
C 1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте их.
С 1. План текста. 2) демократия и многообразие форм общественной жизни; 3) демократические выборы; 4) права меньшинств в демократическом обществе; 5) демократия и принцип разделения властей
С 2. Каков буквальный смысл слова «демократия» ? Укажите с опорой на текст, главный признак демократического правления.
С 2. 1) «Демократия» буквально переводится с древнегреческого как «народовластие» . 2) Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти.
С 3. Авторы приводят латинские пословицы «Государство — достояние народа» , «Глас народа — глас божий» . Проиллюстрируйте проявление заявленных в них признаков любыми двумя примерами из жизни демократического государства, опираясь на текст и материал курса обществознания.
С 3. Можно привести два проявления демократического правления и иллюстрирующие их примеры: 1) Воплощение в государственной политике воли народа, например, занятие государственных должностей выборными представителями народа; 2) Обращение к народу в переломные моменты истории, например, принятие на всенародном референдуме новой конституции.
С 4. Авторы считают, что демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества. Приведите три проявление многообразия в обществе, проиллюстрировав каждое из них конкретным примером.
С 4. В тексте приведены три проявления, многообразия в обществе и иллюстрирующие их примеры: 1) многообразие форм собственности, например, в хозяйственной жизни действуют индивидуальные частные предприятия, предприятия коллективной собственности, государственные предприятия; 2) многообразие в социальной сфере, например, взаимосвязь и взаимодействие представителей разных наций и народностей, людей разных конфессий; 3) многообразие в политической сфере, например, конкуренция за голоса избирателей разных политических
С 5. В демократических обществах не все партии и политические силы согласны с правительственным курсом. Как называется подобная позиция? Какова роль инакомыслия в демократическом правлении? Найдите в тексте цитату, которая объясняет особенности положения меньшинства в демократическом обществе.
С 5. 1) Подобная позиция называется: оппозиционные силы, оппозиция 2) Инакомыслие направлено на выработку альтернативного политического курса, предложение иных решений по преодолению трудных для страны периодов. 3) Фрагмент текста: «Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счете, принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции» .
С 6. Авторы подчеркивают, что «демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также осуществление принципов разделения властей и независимости каждой из ветвей власти» . Сформулируйте свою точку зрения в отношении авторской позиции. Назовите, опираясь на знание курса и социальный опыт, любые два последствия нарушения названных принципов.
С 6. Я согласен с точкой зрения автора. 2) Два последствия нарушения принципов демократии: – Демократическое правление невозможно, если есть люди, которые стоят над законом, не подчиняются ему, это может привести к произволу; – Если одно и те же люди будут и принимать законы и исполнять их, они будут делать это в своих интересах и не думать о народе, их некому будет контролировать.
present5.com
Задания по теме «Политика» для выполнения заданий 26-31 (ОГЭ, обществознание, 9 класс).
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) три рода власти в государстве;
2) условия, создающие угрозу свободе в государстве;
3) умеренный образ правления;
4) законодательная и исполнительная власть: система сдержек и противовесов.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. О каких видах власти, существующих в каждом государстве, говорится в тексте? К каким последствиям может привести соединение видов власти в одном лице или учреждении?
Согласно тексту, «в каждом государстве существуют три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского». Соединение видов власти в одном лице или учреждении может привести к утрате свободы и к власти произвола
28. Используя содержание текста, заполните таблицу.
Виды власти
Их содержание
1 Законодательная
Создание законов, их отмена или исправление
2 Исполнительная
Объявление войны или заключение мира, отправление или приём послов, обеспечение безопасности
3 Судебная
Наказание преступников, разрешение столкновения частных лиц
29. Почему, по мнению автора, должно существовать разделение властей? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три причины разделения властей.
По мнению автора, разделение властей создаёт возможность для того, чтобы не злоупотреблять властью. В качестве причин разделения властей могут быть приведены следующие:
— исключение концентрации власти в руках одного человека или государственного органа, что препятствует злоупотреблениям, установлению диктатуры;
— разграничение функций между ветвями государственной власти позволяет эффективно выполнять важные государственные полномочия каждой из них, осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов;
— гармоничное решение многих проблем общественной и государственной жизни, при которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Могут быть приведены другие причины разделения властей
30. Рассказывая на уроке о государственной власти, ученица утверждала, что законодательная власть есть верховная, абсолютная, которая, следовательно, может брать на себя полномочия других ветвей власти. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: в тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса)
— законодательная власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти;
— законодательная власть является верховной, но не абсолютной.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
2) фрагмент текста, например:
— «…различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга;
— «Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим…»;
— «… законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти»
31. Согласны ли вы с тем, что законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;
2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:
в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что
— исполнительную власть незачем ограничивать, поскольку границы её действий заключаются в её собственной природе — исполнять то, что принято законодательной властью: принято — исполнять, не принято — не исполнять;
— предметом деятельности исполнительной власти являются вопросы, требующие быстрого решения, поэтому её ограничение законодательной властью может негативным образом отразиться на всей жизни общества;
в случае несогласия может быть указано, что
— отсутствие контроля над исполнительной властью со стороны законодательной может привести к беззаконию, произволу, авторитаризму, поскольку нарушается система сдержек и противовесов и исполнительная власть получает особые права в системе государственной власти;
— законодательная власть должна иметь право останавливать действия исполнительной власти, поскольку в обществе большое значение имеют механизмы, способы реализации постановлений законодательной власти. Непродуманное их исполнение может привести к негативным последствиям для всего общества.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
www.metod-kopilka.ru